С понятием индивидуализации товаров и услуг знаком каждый предприниматель, стремящийся защитить интеллектуальную собственность и одновременно популяризовать продукцию на рынке. Для получения такого средства индивидуализации необходимо пройти официальную процедуру регистрации, создать уникальное обозначение, используя дозволенные законом средства, а также подтвердить его уникальность. Однако далеко не все знакомы с понятием коллективного знака. И причин такой непопулярности достаточно. Например, если нормальная стоимость патентования изобретения вписывается в общепринятые стандартные рамки, процесс регистрации коллективного товарного знака содержит целый ряд особенностей, а для кого-то и сложностей. Но обо всём по порядку.
Первое и главное, что необходимо знать о таком средстве индивидуализации – заполучить его может лишь объединение лиц, а не одно конкретное лицо. При этом в законодательстве есть интересный нюанс, касающийся данного ограничения. Так, юридический статус не обозначен в Гражданском кодексе и требованиях Роспатента. Соответственно, образовать объединение могут даже физические лица, после чего каждое из них имеет право использовать товарный знак.
Как уже было сказано, в отличие от стандартной процедуры регистрации, в данном случае действует ряд существенных изменений и даже ограничений. В частности, получить право на регистрацию коллективного знака объединение лиц может лишь в том случае, если предоставит в ФИПС соответствующий Устав. Он, как и устав любого юридического лица, содержит в себе ряд определений и обозначений, призванных регулировать любые конфликтные ситуации, а также защищать права и обязанности сторон в случае возникновения прецедентов. Сюда относятся:
Последние следует рассмотреть более подробно. Дело в том, что регистрация коллективного знака несёт в себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, данное обозначение призвано выделить продукт, группу продуктов или услуги среди остальных на рынке. С другой, наличие коллективного товарного знака накладывает определённые обязательства на каждого из пользователей в контексте соблюдения качественных требований к защищённым продуктам.
Другими словами, все, кто входит в объединение лиц, зарегистрировавших коллективный товарный знак, должны придерживаться строгих правил, прописанных в Уставе. В противном случае, действие знака может быть частично или полностью приостановлено. Функции по контролю за соблюдением требований ложатся на само объединение, что часто является одной из причин отказа в использовании данного средства юридической защиты.
В качестве примера можно привести любую франшизу известной организации, начиная с McDonalds и Starbucks, заканчивая Евросетью и прочими. Каждое из лиц, указанных в Уставе, обязуется при оформлении помещений придерживаться единой стилистики, использовать унифицированную рецептуру и действовать в строгом соответствии со всеми указанными в официальном документе требованиями.
Несмотря на множество достоинств, которые предлагает регистрация коллективного товарного знака, в частности, возможность унифицировать средства индивидуализации для неограниченного количества лиц, есть и ряд ограничений, делающих данный способ защиты не таким интересным для некоторых категорий бизнеса. Например, в отличие от индивидуального товарного знака, оформляемого на одно лицо, провести отчуждение интеллектуальной собственности по договорённости сторон не разрешается. Поэтому знак будет привязан к объединению вплоть до его аннулирования.
Аналогичная ситуация наблюдается с лицензионным договором. Если правообладатель традиционного знака может на время предоставить его в пользование третьим лицам, в данном случае это невозможно. Причины таких ограничений достаточно просты и заключаются, в первую очередь, в необходимости объединения лиц контролировать качественные показатели. Если вы хотите оформить коллективный товарный знак и не имеете времени или желания заниматься этим самостоятельно, достаточно обратиться в нашу патентно-правовую компанию для получения квалифицированной поддержки по этому направлению.